Эвакуация радовала и армию, и родину
Около 8 месяцев продолжались бои в Чанаккале на море и на суше, и 9 января 1916 года они завершились уходом последнего вражеского солдата из района Седдюльбахир. После эвакуации, которую одни считают большим успехом, турецкая армия праздновала победу на фронте.
МЕХМЕТ БАЙЕР - 08.01.2024 - ХИБЫА - Бои в Чанаккале на море и на суше продолжались около 8 месяцев, и 9 января 1916 года они завершились уходом последнего вражеского солдата из района Седдюльбахир. После эвакуации, которую одни считают большим успехом, турецкая армия праздновала победу на фронте.
С окончанием эвакуации командующий 5-й армией Лиман фон Зандерс 9 января 1916 года в 08:45 отправил краткое телеграммное сообщение №872 в Временное правительство с информацией: «Галлиполи Шибх-и Джезиреси (Полуостров) полностью очищен от врага».
Историк и писатель Ахмет Юрттакал, в беседе с HİBYA, сказал, что сообщение об эвакуации союзников вызвало большую радость среди военных подразделений, сражавшихся на фронте.
Командование Южной группы после эвакуации Седдюльбахира отправило поздравительное письмо подчиненным подразделениям, включая 14-й корпус, сообщил Юрттакал: "Один из офицеров, служивших на фронте в Чанаккале, делился своей радостью так: "Из Чанаккале поступила информация о отступлении врага... Снова идет дождь сверху, а под ногами грязь... Но теперь солдаты смеются... Родина смеется."
Юрттакал указал, что эвакуация осталась в памяти солдат, и сказал следующее:
"В своих воспоминаниях лейтенант 2-го батальона 1-го полка Абидин Эге, служивший в качестве резервного офицера на фронте, описывает, как солдаты радовались, услышав известие об эвакуации Арибурну и Анафартара: "Анафартара и Арибурну - враг выброшен в море. В 8 часов вечера пришла молниеносная весть, что в Чанаккале враг выбросился в море. Национальное агентство нам сообщило, что враг окончательно удален. Теперь это сообщение было объявлено солдатам в казармах. Солдаты восклицали "Да здравствует наш падишах!" и "Да здравствует!". Да, сейчас все это пространство наполнилось огромным энтузиазмом и радостью, каждый не знал, что делать от счастья".
Резервный офицер Абидин Эге выразил сожаление о погибших, сказав, что они не могли видеть, как английские солдаты разрываются на куски турецкими кинжалами, и выразил сострадание к погибшим словами: "Чанаккале для англичан и французов не было ничем, кроме могилы".
В воспоминаниях офицера запаса Муниба Мустафы, служившего в 30-м полку, он писал, что когда начальник штаба 10-го корпуса Русту Бей объявил, что в Анафартаре враг полностью отступил 20 декабря, он был очень рад и передал радостную весть своему армейскому командиру: "Там милион папира осталихмо, там и хероја сахрањенихмо. Одмах сам јавио армијском командиру. Он је издао наредбу таборима". Юрттакал сказал, что румынского происхождения зарезервированный офицер Сократ (Инджесу) Эфенди получил информацию об эвакуации союзников в Узункопрю и, не увидев этот момент, пожалел: "Ах, если бы мы тоже могли увидеть, как англичане бесчестно покидают Чанаккале!"
Руска информационна агенция Russian News Agency